Искусство, художественная литература, а также культура

Анализ произведенной в мастерских Отрара

Анализ произведенной в мастерских Отрара керамической продукции, основным образом из ям, заполненных браком и боем, а керамики, по ряду обстоятельств не доведенной до кондиционного состояния (необожженной, расписанной, но не обожженной, керамики из обжиговых камер), дает возможность наметить дороге специализации мастеров. Она, по мнению нескольких исследователей, должна была жить уже в домонгольское момент. Данное подтверждается выделением специализированных гончарных печей, вниманием ремесленников к лишь определенным видам изделий и разделением труда внутри больших мастерских.

На Отраре, в мастерской I квартала керамистов 92% всей производимой керамики составляли водоносные кумганы и кувшины. В мастерской II мастер специализировался на изготовлении двуручных горшков средних чирагов и размеров, в мастерской III изготавливалась штампованная керамика, фляги, а поливная посуда, в мастерской IV выделывали водоносные кувшины и поливную керамику. Наблюдается кооперация 2 расположенных рядом мастерских IV и VI в производстве посуды. В производственной части последней мастерской, на том месте, где привычно размещалась печь, находилась площадка для энергичной сушки изделий, применялась особая жаровая система. Способна быть, здесь осуществлялся промежуточный ход производства— сушка изделий и передача полуфабрикатов в мастерскую IV. По этнографическим материалам знакомо, что существовала команда гончаров, работавших начерно, изготовлявших керамику без поливы, тогда как разрисовка, покрытие поливой и восстановительный обжиг производились другими виртуозами. В пользу такой специализации мастерской IV знаменует и огромнее, нежели в других мастерских, количество фрагментов необожженных сосудов.

Помимо главного ассортимента в всякой мастерской, возможно, для персональных потребностей изготавливались и другие типы изделий. Осколки их в умеренном числе найдены в отвалах. Так, несомненно, уникальным представляется глиняный широкогорлый кувшин с дугообразной, как у ведра, ручкой, обнаруженный в мастерской VII, раскопанной частично.

Еще дальше, возможно, зашел процесс специализации в XVII в.Читайте также: Независимая аналитика. В больших мастерских кварталов «Л» и «У» главным продуктом производства являлись водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы. Умеренные мастерские с печками во двориках выпускали неполивную и меленькую посуду, чаши типа пиалы и кесе, тарелки.

Это явление подтверждается этнографическими наблюдениями за характером гончарного производства в Средней Азии, в частности в Хорезме. Одни гончары делали посуду, прочие, трубы для арыков, третьи—тандыры. В свою череда, гончары, изготавливавшие посуду, делились на таких, кто совершал мелкую поливную керамику и вообще керамику на круге, и таких, кто специализировался на изготовлении солидных форм.

Повсеместно в Средней Азии отмечалась специализация на изготовлении поливной и неполивной посуды, ассортименте глазурованной керамики. Среди риштанских мастеров одни выпускали посуду лишь с белой поливой, другие, только с желтым фоном. Инструментарий, в частности формы для приготовления штампованной керамики, виртуоза делали для себя сами. Все виртуоза независимо от специализации изготавливали такие мелкие формы, как детские игрушки.

В средневековом городке нет четкой границы между торговцами и ремесленниками, большую часть из них сами продают свои изделия аккурат из мастерской. В позднее досуг в Хорезме отмечена некоторая продажа товарной продукции на месте и на базаре. Продукция могла реализовываться и спустя скупщиков, вафуруш. Дефицит в раскопанных мастерских XIII—XV вв. на рабаде Отрара запасов готовой продукции вынуждает предполагать существование расположенного где-то вблизи базара, куда отвозили продукцию на продажу. Гончары же, в XVII в. населявшие квартал на территории города, могли сбывать товар лично на месте, через лавки, выходящие на магистральные улицы. В связи с этим в домах квартала найдены ямы, склады для посуды.

Таким образом, гончарное ремесло в позднесредневековом южноказахстанском городе развивалось в общем русле керамического производства среднеазиатско-казахстанского региона. И если вопросы корпорации гончарного ремесла в предыдущее досуг во немалом гипотетичны, а также его специализация еще лишь намечается, то во второй половине XIII—XV в. и в особенности в XVI—XVII вв. наблюдается специализация виртуозов на изготовлении тех либо иных видов керамической продукции, выявляется внутренняя структура ремесленного производства. Археологические материалы из раскопок позднесредневекового Отрара позволяют также поглубже понять технологию самого процесса производства, изучить быт гончаров. Читайтетакже: socialmedik.com.